Железнодорожный транспорт

       Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей экономики России, он занимает ведущее место среди всех видов транспорта, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

       Одним из наиболее неблагоприятных явлений погоды для железнодорожной отрасли можно считать снегопады и метели, так как большая часть эксплуатационной длины железных дорог России подвержена их влиянию.

       Железнодорожный транспорт наиболее часто подвергается воздействию метелей из-за заносов дорог снегом. Метели вызывают большие затруднения в эксплуатации транспорта.

       Ветер для железнодорожной отрасли 8 м/с и более является неблагоприятным явлением. В локомотивном хозяйстве скорость ветра заслуживает особого внимания. С помощью параметров ветра производят тяговые расчеты, которые определяют размеры состава, скорость движения поездов, расход топлива.

       Другим неблагоприятным метеорологическим фактором, от которого во многом зависит работа путейцев, является температура воздуха. Температурное влияние тем больше, чем больше скорость и частота изменения температуры. Для пути, особенно бесстыкового, большое значение имеют высокие (+25°С и более) и низкие (-25°С и менее) температуры воздуха.

       Под влиянием высоких температур воздуха рельсы удлиняются. Повышенная температура (тем более, если она сохраняется в течение нескольких дней) способствует ускорению распада органических изоляционных материалов, перегреву и выходу из строя полупроводниковых элементов.

       При низких температурах воздуха происходит укорачивание рельсов, пластмассы теряют прочность, резиновые изделия становятся хрупкими, металлы делаются ломкими, нарушается пайка, регулировка зазоров и.т.п.

       При неудовлетворительном текущем содержании путей происходит сгон стыков, образуются «слепые зазоры», что приводит к нарушению изоляции и изолирующих стыков и выбросу пути.

       Образование пучин ведет к уширению, перекосам и просадкам пути, что приводит к ограничению скорости движения поездов, а иногда и к авариям.

       Переход средней суточной температуры воздуха через 0°С в сторону повышения также неблагоприятен для предприятий и организаций железнодорожного транспорта, т.к. может начаться интенсивное снеготаяние, талая вода часто скапливается у насыпей.

       При теплой солнечной погоде насыпи быстро оттаивают с южной стороны и переувлажняются талой водой, после чего часто происходит оползание переувлажненных откосов насыпи.

       Ливневые дожди за счет интенсивного ливневого стока размывают насыпи, что ведет не только к ограничению скорости, но и к перерыву движения поездов.

       Дождь, морось и туман понижают изоляцию проводов, происходит понижение напряжения в линиях связи, что значительно снижает слышимость, вплоть до полного ее исчезновения. Необходимо отметить, что на слышимость влияет не количество и интенсивность осадков, а их продолжительность.

       Туман для железнодорожной отрасли является неблагоприятным явлением погоды, так как для путейцев он в значительной мере усложняет проведение путевых работ, особенно когда работы ведутся на одном из пути двухпутного участка. Это связано с тем, что работники, которые обязаны предупреждать работающих на пути о приближающемся поезде, сами не видят его. Не видит работающих и машинист поезда. Такая же обстановка складывается на сортировочных станциях с большой маневровой работой. Отсутствие видимости во всех случаях значительно снижает работоспособность людей и увеличивает травматизм.

       Отложения на проводах связи гололеда, изморози и мокрого снега даже незначительных размеров приводят к значительному снижению слышимости, а нередко и к полному ее исчезновению. Отложение на проводах гололеда и мокрого снега от 5 до 20мм и изморози свыше 20мм, особенно в сочетании с ветром 10 м/с и выше, создают высокие гололедные и гололедно-ветровые нагрузки, которые приводят к массовому обрыву проводов ЛЭП.

       Грозы в железнодорожной отрасли являются неблагоприятным явлением погоды, т.к. грозы не опасны вследствие своего прямого воздействия, а при грозовых разрядах в проводах появляется наведенное напряжение, которое иногда достигает очень больших значений.

       Изменения атмосферного давления воздействуют на оборудование железнодорожного транспорта как непосредственно, так и косвенным путем. С изменением давления изменяются значения допустимых пробивных электрических напряжений, искажается форма сигналов. С понижением давления ухудшается отвод тепла от элементов, что может привести к их перегреву.

       Атмосферные осадки способствуют возрастанию влажности со всеми вытекающими последствиями. Влияние влажности сказывается на ускоренном разрушении лакокрасочных защитных покрытий, нарушении герметизации и заливок, электрической прочности изоляции и элементов электроники, окислении контактов.

       Назад