Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство

       Автотранспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но также является крупнейшей составной частью инфраструктуры города. Автотранспорт оказывает существенное влияние на динамичность и эффек-тивность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

       Наиболее часто встречающимся неблагоприятным явлением погоды в автомобильной отрасли является - гололедица. При гололедице скорость движения автомобиля снижается в 2-2,5 раза, теряется коэффициент сцепления колес, маневренность, увеличивается вероятность аварий.

       При температуре ниже 0°С на дороге образуется гладкий ледяной покров (гололедица). В результате уплотнения свежевыпавшего снега колесами автомашин образуется один из видов обледенения полотна дороги, получивший название снежного наката.

       Автодороги с твердым покрытием обладают большой температурной инерцией. В связи с этим при оттепели, наступающей после длительных морозов, полотно сохраняет отрицательную температуру, а при выпадении дождя или мороси на его поверхности происходит отложение льда.

       При тумане, пыльной (песчаной) буре и осадках ухудшается видимость, что приводит к необходимости сокращения скорости движения автотранспорта. При понижении видимости до 100 м и менее движение автотранспорта прекращается.

       Большая угроза для безопасности движения транспорта создается на таких участках магистралей, куда могут наплывать полосы тумана с соседних лугов, рек, озер и неожиданно ухудшать видимость как раз на уровне глаз водителя.

       Зимой большие трудности создают метели, снегопады и поземки, вызывающие заносы и создающие большие потери рабочего времени.

       Обильные снегопады и штормовые ветры могут полностью парализовать движение на значительной территории. Благоприятные условия для переноса свежевыпавшего снега создаются в тех случаях, когда перед снегопадом на поверхности снежного покрова образовалась ледяная корка (наст).

       Снегопады и метели вызывают ухудшение видимости, что приводит к замедлению движения, а иногда и к его прекращению.

       При температурах -25°С и ниже осложняется эксплуатация автотранспортных средств.

       При повышении температуры воздуха до +25°С асфальтовое полотно автодорог становится пластичным и может повреждаться движущимся транспортом. При сухой и жаркой погоде на грунтовых дорогах образуется пыль, которая поднимается движущимся транспортом и резко ухудшается видимость, особенно при слабом ветре.

       Сильные и продолжительные оттепели являются неблагоприятным явлением погоды для грунтовых дорог, так как утрамбованный снег размягчается и пропитывается водой, отчего дороги становятся труднопроезжими, а на некоторых участках непроезжими совсем.

       Оттепели представляют угрозу и для ледовых переправ через реки и водохранилища. При прогнозе продолжительной оттепели ледовые переправы закрывают.

       Ветер со скоростью более 12 м/с наносит серьезные повреждения защитным полосам вдоль дорог, может вызвать завалы леса на дорогах.

       В теплую половину года сильные ливни, продолжительные дожди и талые воды могут привести к затоплению участков дорог, разрушению и размыву дорог.

       Грунтовые дороги при продолжительных дождях выходят из строя.

       Ливни могут сильно повлиять на работу транспорта, если вследствие слишком малых размеров придорожных канав или водопропускных труб на дорогах возникают местные затопления. На склонах и в глубоких выемках при ливнях имеется опасность сильного засорения дорог в результате эрозии почвы.

       Наибольшее скольжение при дожде создается при низких температурах, когда наблюдается наименьшая испаряемость. Установлено, что в начале дождя коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием уменьшается почти вдвое из-за того, что дорожная пыль, смоченная водой, превращается в жидкую грязь, по которой скользят колеса. При продолжи-тельном дожде грязь с дороги смывается, и коэффициент сцепления несколько повышается.

       Управление автомобилем также затрудняется из-за образования водяной пленки на стеклах кабины водителя и ухудшения условий видимости, в результате чего скорость движения транспорта значительно снижается, особенно при дожде ночью.

       Наиболее сложные условия работы для транспорта на грунтовых и проселочных дорогах создаются весной. Начало оттаивания грунта сопровождается явлением вспучивания не только на грунтовых дорогах, но и на дорогах с асфальтовым покрытием.

       Вспучивание проявляется тем интенсивнее, чем медленнее грунт промерзал с осени и чем медленнее он оттаивает весной. Шоссейные дороги закрывают весной для тяжеловесного транспорта. Особо неблагоприятные условия на проселочных дорогах возникают во время весенней распутицы при максимальной глубине оттаивания грунта, когда его верхний слой не успевает просыхать.

       Наиболее часто неблагоприятные условия для работы автотранспорта складываются в горных районах. Некоторые участки дорог из-за особенностей топографии местности являются снегозаносимыми, сильные дожди могут вызвать оползни на дорожное полотно.

       В южных районах России неблагоприятным является повышенный уровень интенсивности солнечной радиации, ведущий к образованию неровностей на дорогах (сдвигах и наплывах на асфальтовом покрытии), повы-шению положительной температуры в салоне автомобиля, ослеплению водителя, появлению миражей на дороге.

       Назад